Отправляясь вместе со спасателями и инспекторами водной полиции в рейд на Волгу, я, конечно, догадывалась, что любителей зимней рыбалки в Тольятти немало, но даже не предполагала, что добрых две сотни из них фанатично выберутся на шаткий лед ниже плотины ГЭС.
Мой фотоаппарат запечатлел сначала одну кучку людей, человек в двадцать пять, в районе водосливной, причем совсем близко от плотины (хотя на 500 метров вблизи нее тянется охраняемая режимная зона, запретная не только для рыбалки, но вообще для нахождения там людей без спецпропуска). Опять же кучкой, чуть ниже по течению, еще человек тридцать, нарушающих правила рыболовства: ловить рыбу разрешается не ближе двух километров от Жигулевской ГЭС (ниже по течению). Была еще и третья, самая многочисленная группа – больше сотни, тоже не выдержавших двухкилометровый рубеж и сидевших в опасном месте.
Спасатели объяснили, что идти на лед вслед за рыбаками лишено смысла. Ну, сгонишь с большим трудом всю эту толпу с насиженных мест, а через полчаса они снова вернутся. И самое главное – все это опасно. ГЭС работает и зимой. И потому уровень воды в районе плотины несколько раз в сутки меняется с разницей аж в полтора-два метра, а значит, лед в данном месте никогда не бывает и не будет надежным. В нем на протяжении всей зимы появляются трещины, разломы, которые не всегда может разглядеть даже опытный глаз. И очень легко провалиться. Никто не давал инспекторам распоряжения рисковать своими жизнями ради фанатиков рыбной ловли, и они выполняют свой служебный долг на берегу – карауля тех, кто уже решил возвращаться домой. При этом инспекторы рыбоохраны на берегу смогут проверить еще и сам улов: например, за каждого пойманного судака размером менее 40 сантиметров рыболову грозит штраф. И тогда наказать нарушителя можно сразу по трем статьям. Или даже по четырем. Потому что наряду с запретом ловли в запретной зоне есть еще и статьи, определяющие штраф за несоблюдение личной безопасности: это действуют уже губернские и городские постановления. И там целый перечень требований – как нужно идти по льду, когда идешь группой, какие средства безопасности должен иметь каждый ходок, на каком расстоянии друг от друга могут быть лунки и многое другое.
Правда, применяются эти статьи у нас нечасто, поскольку данные нарушения не всегда можно доказать. Любопытная ситуация: инспекторы могут штрафовать, но у них нет средств личной безопасности, экипировки и опыта безопасного поведения на льду. Ходить на лед почти без риска для жизни в принципе могут экипированные водолазы-спасатели – но у них нет права штрафовать нарушителей. И, обходя или объезжая на аэроботе все эти рыболовные «тусовки» зимой, они ограничиваются лишь раздачей листовок. Или привозят на берег уазик с громкоговорителями и развлекают рыболовов музыкой вперемешку с полезными советами, как вести себя при ЧС, чтобы остаться в живых. Сами рыбаки свои жизни, похоже, не слишком-то ценят. Пока не попадают в реальные чрезвычайные ситуации. И вот тогда начинают звонить женам, а те с рыданиями поднимают по тревоге спасателей…
Улов нашего рейда оказался совсем маленьким: всего три протокола. Два – за проникновение на охраняемый объект без пропуска, один – за ловлю рыбы в неположенном месте. И это при двух-то сотнях нарушителей!
– Мы не можем действовать иначе, – говорит руководитель городского Центра гражданской защиты Александр Солодилов. – Инспекторов, обладающих правом выписывать штрафные квитанции, мало. А рыбаки встречаются наглые. Либо прут группой нахрапом, либо убегают. Многие совсем даже не простые. У иных по десять разных служебных корочек находится, машут ими в воздухе. И единственное, чего такие «крутые» опасаются, – это видеокамеры. Боятся, что лица покажут где-нибудь на ТВ. А задержишь иного – очень трудно установить его личность: все сразу оказываются Ивановыми Иванами Ивановичами. Или Сидоровыми. И паспортов с собой нет. Инспекторы водной полиции дежурят на водоеме каждый день. В любую погоду. И даже два-три составленных в день протокола, поверьте, – это тоже немало. Штрафы большие. Одного штрафуем – остальным тут же становится известно. Действует! Не так сильно, как хотелось бы, но действует!
Кстати
В эти дни сотрудникам рыбоохраны добавляют хлопот рыболовы, рассекающие ледовые просторы на автомототранспорте. Уже проваливались снегоходы, «кишкотрясы» и даже…
– «Запорожец» на больших колесах на днях вырубали изо льда, – рассказал специалист Тольяттинской территориальной группы контроля, охраны и надзора водных биологических ресурсов Средневолжского теруправления Росрыболовства Валерий Чабуркин. – С нашей стороны лед проблемный, торосы, если и выбираются, то в основном на снегоходах или переделанных мотоциклах – «кишкотрясах». Зато с Шигонского района едут, как по бульвару. И на джипах, и на «жигулях». Снега на льду немного – раздолье…
Любителей зимней рыбалки не останавливают ни опасность, ни возможный штраф. Статья 8.42 КоАП РФ за нарушение границ водоохранной зоны сулит виновным штраф в размере 3000-4500 рублей. Тысячей рублей карается передвижение транспорта по льду вне ледовой переправы согласно Закону Самарской области «Об административных правонарушениях…». Как говорится, оно вам надо?
И еще об одном просят напомнить инспекторы рыбоохраны: о минимальных размерах вылавливаемой рыбы. Массовый жор крупного судака прошел. Большей частью клюют маломерки длиной в ладонь или немного больше. Но по правилам рыболовства Волжско-Каспийского бассейна для Самарской области установлен минимальный размер разрешенного к вылову судака – 40 сантиметров. Это если мерить от кончика морды до основания средних лучей хвостового плавника. «Неформатных» рыбешек положено немедленно отпускать «с наименьшими повреждениями». Да, одного-двух недомерков вам еще простят – ну, бывает, клюнул, не выжил. Но за десяток уже накажут.
– Подошел к одному, а у него в мешке хвостов 60-70 «карандашей», – рассказывает Валерий Чабуркин. – Не понимаю такую жадность – есть, что ли, нечего? Теперь вот совсем оголодает, когда ущерб выплатит…
А для тех, кто не знал, сообщим, что по принятым таксам исчисления ущерба судак, пойманный с нарушениями правил рыболовства, облегчает карман рыбака на 250 рублей вне зависимости от размера (в нашем случае как раз наоборот – из-за него). Ну и штраф выпишут за нарушение правил рыболовства – от 1000 до 2000 рублей.
Виктория Лобода